Село Кузомень

Село Кузомень (66°17′15″ с.ш., 36°52′12″ в.д.) расположено приблизительно в четырех километрах от устья реки Варзуги на правом ее берегу. Место это находится на узком участке суши, образованном рекой Варзугой и берегом Белого моря, недалеко от Полярного круга. Ширина получившегося «мыса» не превышает двух километров при длине около десяти.

На 1 ноября 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) села Кузомень Терского района Мурманской области составляет 84 человека.

В настоящее время село стало особенно знаменито в первую очередь кузоменскими песками – единственной пустыней за полярным кругом, которая на протяжении многих лет остается  экологическим бедствием, так как продолжает расширяться. В книге Казакова Л.А. «Кузоменские пески в начале XXI века» подробно освещается вопрос происхождения этого природного явления и методов борьбы с ним, однако именно пустыня послужила редким феноменом, притягивающим к селу многочисленные группы туристов со всех уголков земного шара. Далеко не каждый может похвастаться тем, что ему удалось побывать на побережье Белого моря, в единственной пустыне за полярным кругом!

Лето и осень отличное время для того, чтобы приехать в Кузомень отдохнуть от суеты большого города, особенно если вы не любите жару и предпочитаете долгие прогулки наедине с природой. Особой популярностью в селе пользуются «дикие» кузоменские лошади, которых местные жители и туристы подкармливают яблоками и морковью.

История Кузомени

Об истории села Кузомень (взято из книги Власовой (Плотниковой) Е.Н. Кузоменская летопись, 2012г.

20 января 1896 года. Кузомень. Из дневниковых записей члена экспедиции по Терскому берегу Колпакова Сергея Павловича:

«Я взглянул перед собой и увидел снежно-хвойные дали и пустынную недвижную реку Варзугу, уходившую между двумя стенами леса в полусказочную Лапландию, страну тундр и озер, о которой в столицах знали только приблизительно. На сто верст отсюда к северу не было ни одного русского селения, а через сто верст уже бродили лопари, перегоняя своих оленей по тундре, в которой брала свое начало пустынная извилистая Варзуга. Большой крест с голубцом, покосившийся – словно под тяжестью навалившегося на него снега – был единственным напоминанием о том, что здесь, на краю света, все же живут люди.»

«Деревня, занявшая большой треугольник берега, ограниченный с трех сторон морем, рекой и голой песчаной равниной, показалась мне очень неприветливой и унылой. К тому же ветры, гуляющие вокруг нее на просторе, встретили нас внезапно закрутившейся метелью»


Село Кузомень было основано в 1667 году. Оно возникло как выселок из села Варзуги в середине XVII века, когда начался процесс расселения варзужан на постоянное жительство. До этого здесь были «живущие» промысловые угодья (тони). Большинство северных древних названий «обкатано» несколькими языками. «Живущие» тони – это рыбные ловища, где имелась промысловая изба, в которой жили только во время сезонного лова семги, а зимой ее владельцы уезжали в Варзугу или на Двину.

В 1469 году упоминается тоня Кузонима на реке Кича (Кица). В «сотной грамоте 1563 года» на реке Варзуге указаны «живущие» рыболовные тони Нижняя Кузонима и Верхняя Кузонима – это не что иное, как нынешнее русифицированное название Кузомени. В названии села, особенно в древней форме, просматриваются две карельские основы Кууси – ель, Ниеми – мыс, то есть название Кузомень восходит к карельскому – Еловый мыс. А может, название села относится к более раннему периоду, изначальному, так как саамское Кусс так же означает «ель». По другой версии, как следует из дневника Колпакова Сергея Павловича, Кузомень получила свое название в честь легендарного финского владыки – Кузо, у которого здесь много столетий тому назад была постоянная резиденция этого поморского владыки. И он оставил целому ряду уголков свое имя (Кузомень, Кузрека, остров Кузов в Белом море).

В начале XX века, во времена своего расцвета, село раскидывалось четырьмя стройными рядами на километровую длину. Пик населения приходится на 1910-1915 года, когда в селе проживало порядка 800 человек (150 дворов). В 1582 году из большей части Кольского полуострова и северной части Карелии был образован Кольский уезд под управлением Кольского воеводы. К концу XV века волость Тре была разделена на Варзугскую и Умбскую, подчинявшаяся двинскому посаднику. С 1775 года Северная Карелия отошла к Кемскому уезду, а Варзугская и Умбская волости целиком включены в состав Кольского уезда. С 12 декабря 1796 года Кольский уезд находится в составе Архангельской губернии. К началу XIX века заполярные владения России, Дании и Швеции все еще не были разграничены. В результате русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия вошла в состав России. Современная российско-норвежская граница проходит по той линии, которая была установлена в 1826 году. В 1828 году Тетринская, Пялицкая слободки и село Поной были присоединены к Варзугской волости. В этом же году в уезде ликвидированы Княжегубская и Порьегубская волости, а с 1841 года в его составе только две волости – Ковдская и Кузоменская. Указом от 2 декабря 1858 года Кольский уезд упразднен, его территория передана Кемскому уезду, а город Кола получила статус «заштатного», так как в Крымскую войну была почти полностью сожжена.

В 1861 году в России пало крепостное право. Все жители Кольского края не были крепостными, они относились к категории государственных крестьян, поэтому правительство упорядочило лишь административное деление Кольского края и более детально определило функции местной власти. 25 февраля 1861 года селения Кольского края распределились на 8 сельских обществ. Одно из них было названо Кузоменским. В него входили Кузомень, Варзуга, Сальница, Кашкаранцы. Расположение села в середине Терского берега позволяло ему быть центром, и поэтому вся эта округа административно называлась Кузоменской волостью с численностью населения более двух тысяч. Здесь ежегодно проводились большие ярмарки, на которые съезжались сотни поморов из других сел побережья и лопари из центра полуострова. Расцвету села Кузомень в немалой степени способствовало удобное географическое расположение. Это не только рыба, зверь и птица, которых здесь водилось несравненно больше, чем в других местах по северному берегу Белого моря, но и удобство гавани. Русло реки было глубоким, и по глубоководному фарватеру суда проходили не только к устьевым причалам, но и непосредственно к Кузомени, где находились купеческие склады. Другие села на побережье не имели столь удобных, защищенных со стороны моря гаваней. В Кузомень заходили суда купцов-скупщиков из Архангельска, Кеми, Сороки, Шуи. Забирали семгу, сало, звериные шкуры. Оставляли купцам взамен свои товары, а те в своих лавках продавали населению.

Известный фольклорист А.В. Марков, побывавший в Кузомени летом 1901 года, таким увидел село: «Кузомень – промышленное село, расположившееся на низком ровном морском берегу при устье реки Варзуга. Когда-то в его окрестностях шумел сосновый лес, но его так безжалостно жгли в холодные зимние ночи, что теперь на три версты кругом нет ни одного кустика. Ветер пересыпает громадные кучи песку, которые окружают все постройки, оставляя около них воронкообразные углубления. По улицам трудно ходить, нет ни одной травинки, и овцы жуют рыбу, щепу и мочалу. Здесь живут «главные капиталисты» Терского берега, скупающие семгу, звериное сало и оленьи шкуры и ведущие торговлю преимущественно в обмен на товары, привозимые из Архангельска на собственных судах». Из воспоминаний ученого – фольклориста Д.М. Балашова, побывавшего в Кузомени в 1961 году: «От пристани до села и дойти было трудно. Ноги вязли в сыпучем песке. Впечатление диковатое. Добротное русское село, рубленной с достатком, с избытком – то тут, то там двухэтажные хоромы, сараи на речной стороне на таких подпорах, прилива ради, что залюбуешься, – все это село утонуло в азиатских барханах. Песок сухой и зыбучий тяжелыми волнами перекатывался через село, засыпая устье реки Варзуги, и избы будто плывут в песчаном море».

Итак, Кузоменская волость образовалась в 1841 году из Варзугской и Умбской волостей, а так же Терской лопи, и входила в состав Кольского уезда. Центр Кузоменской волости – село Кузомень. На 1 января 1914 года Кузоменская волость насчитывала: Население: 2024 человека (мужчин – 991; женщин – 1033). Скот: коров – 246; телят – 31; лошадей – 12; овец – 701; оленей – 732. Лов семги – 6350 пудов.

С 1920 года Александровский уезд переименован в Мурманский, а 13 июня 1921 года постановлением ВЦИКА была образована Мурманская губерния с центром в городе Мурманске. В ее состав вошли 9 волостей, одна из них Кузоменская. К ней причислялись деревни: Сальница, Кашкаранцы, Варзуга и Кузомень, с волостным центром в селе Кузомень.

15 августа 1931 года постановлением Президиума Ленинградского облисполкома центр Терского района перенесен из села Кузомень в поселок Лесной (Умба). Кузоменская волость просуществовала 90 лет.

28 мая 1938 года постановлением ВЦИК Терский район выделен из Ленинградской области и включен в состав вновь образованной Мурманской области. Так же был утвержден административно-территориальный состав Терского района с районным центром в поселке Лесной и сельсоветами: Кузрека, Оленица, Кашкаранцы, Варзуга, Кузомень, Чаваньга, Чапома, Тетрино, Пялица.

На рубеже Первой русской революции 1905 года в Кузомень ссылали многих «политических» — отсюда было довольно трудно выбраться незамеченными. В начале 1908 года ссылка на Мурман прекратилась. Всего в Кузоменской ссылке побывало 57 человек.

Начальство внушало населению, что политические ссыльные – это «враги отечества», «крамольники», поднявшие руку на «царя-батюшку» и святую церковь. Поэтому жители села, привыкшие к вековым устоям, поначалу нередко сторонились ссыльных, отказывались пускать на квартиры. Тем не менее, поморы не особенно разбирались в партийной принадлежности поднадзорных и оценивали прибывших на поселение по их поведению, которое резко отличалось от поведения уголовников. Почти все ссыльные были образованными людьми, к которым невольно тянулись местные жители, особенно молодежь. Ссыльные жили в семьях, помогали хозяевам, выполняли любое дело, на которое были способны. Поэтому контакт с народом у них был самый тесный, непосредственный. Некоторые выписывали газеты и журналы, нелегально получали различную политическую литературу, распространяли ее среди сельских жителей. Доверчивый северный народ с интересом слушал приезжих горожан, верил им, относился с уважением и легко поддавался на агитацию.

Ссыльные, по воспоминаниям старожилов, «часто ходили гурьбой по улицам села и пели революционные песни». Песни эти петь им полиция не запрещала. Но если «вольнодумную» запевал кто-либо из местных жителей, его сажали в «катамаску» (арестантскую), штрафовали. Однако, не смотря на это, многие селяне, особенно молодежь, разучивали и пели революционные песни, часто звучали они на вечеринках, на рыбных промыслах, на сенокосе.

Первая мировая война (1914-1918 гг.)

Война нарушила мирную жизнь множества людей. 26 июля 1914 года из Кузоменской волости ушло на войну 66 человек. Потом еще проводилась мобилизация. Приходили извещения о гибели и ранении кузомлян.

Из заметок Любавина Д., который в августе 1916 года совершил путешествие на пароходе «Королева Ольга Константиновна»:

«Интересно, что война в этом крае, помимо, конечно, убыли мужского населения в войска, отмечена большою гибелью судов около Терского берега этого стана, вдоль Горла Белого моря, начиная от Сосновца и севернее. Причина – огромное количество пароходов, проходящих в Архангельск с углем и военным грузом. Сильное течение в проливе, темные и штормовые погоды, часто со снегом, все-таки еще плохое опознавание берегов знаками и огнями, скалистые берега и подводные камни – делают свое гибельное дело».

Прибыли в Кузомень в 6 часов и 10 минут, где вышел становой пристав. Вот эта местность интересна своей рекой Варзугой, где сосредоточен главнейший лов жемчуга. Зажиточное крестьянство Беломорского края, женская его половина, вся носит на своих праздничных украшениях жемчуга: местные красавицы имеют его на своих кокошниках, в ожерельях и проч. Существует и маленький вывоз. Скупщики ездят по краю и скупают от крестьян за сравнительный бесценок, а сами, прибыв в Архангельск, а тем более Петроград, Финляндию или за границу, продают дорого и даже иногда баснословно дорого. Здешний жемчуг тускнеет после известного времени и, говорят, его можно лечить – оживлять. Способ лечения довольно простой и своеобразный: он оживляется на теле женщины. Какая здесь причина? Химическая, симпатическая или это простое воображение? Если найдется какая-нибудь жемчужина, круглая белая, не менее горошины, то ей уже цена не менее 100 рублей. Но две такие вместе взятые и вполне одинаковые стоят втрое-четверо больше. А если нашлось бы после ряда поисков таких одинаковых жемчужин несколько десятков, то это уже целый капитал, десятки и сотни тысяч.

Установление Советской власти на Мурмане прошло мирным путем. С середины 1917 до января 1918 года состоялись перевыборы местных Советов во всех селениях Кольского полуострова. По решению Мурманского совдепа в поморских селениях была проведена национализация имущества наиболее крупных рыбопромышленников. Рыболовные суда, снасти, фактории, переданы рыбацким артелям бедноты, которые организовались в Кузомени, в Умбе, в Тетрино. Дальнейшее осуществление социально-экономических преобразований прервала интервенция — репрессиям подверглись и жители Кузомени, некоторые были отправлены к каторжную тюрьму в Йоканьге. Годы интервенции и правления белогвардейцев отрицательно сказались на положении поморской бедноты. Медицинская помощь не оказывалась, люди болели тифом. Поставки продовольствия срывались.

В конце февраля 1920 года на Кольском полуострове была восстановлена Советская власть, но интервенты разграбили и разорили все, что могли. Тем не менее, кузомляне охотно строили новую жизнь.

В 1929 году в Кузомени создается коммуна «Рыбацкий путь, а в 1930 году организуется колхоз «Моряк». Когда на собрании постановили вопрос о сплошной коллективизации, половина присутствующих кузомлян проголосовала против.

При организации колхозов были допущены серьезные ошибки. Кое-где наблюдалась спешка, стремление охватить как можно больше хозяйств, нарушался принцип добровольности. Перегибами руководителей района воспользовались некоторые богатые рыбаки, которые тоже вошли в колхоз, но не для того, чтобы честно работать. Они не хотели терять свои боты, снасти, добро, а надеялись «вжиться» в колхоз, но присваивать улов себе. Когда это им не удалось, они стали портить моторы, топить снасти, спаивать рыбаков, в Кузомени ко всему этому еще и подожгли амбары, всячески мешали рыбакам выйти на промысел.

Вторая половина ХХ века стала временем крушения поморского уклада жизни. В колхозе «Моряк» была молочно-товарная ферма, птицеферма. Было оленье поголовье, лошади, тракторы. На разработанных полях сеяли многолетние травы, много сажали картофеля, капусты, турнепса. Были хорошие сенокосные угодья вверх по реке, где много накашивали лугового сена. Колхоз был миллионером. Неоднократно награждался грамотами, получал переходящие знамена за высокие уловы семги. За высокие показатели был удостоен быть участником выставки в Москве – ВДНХ.

Но все изменила война 1941-1945 годов. Более 400 поморов не вернулось с войны, рыболовецкие колхозы оказались на плечах женщин, подростков, стариков и уже были обречены.

После войны бурно развивалась промышленность и росли города в центре Кольского полуострова. В 1960 году колхоз «Моряк» соединили с колхозом «Всходы коммунизма» села Варзуги. Забрали все денежные фонды, ликвидировали птицеферму, молочно-товарную ферму, забрали весь скот. Поля и сенокосы запустели. Имущество колхозное постепенно перевезли все в Варзугу, вплоть до чернильниц. Последовал разгром села: школу, лесничество, сельский совет перевели в Варзугу. Закрыли аэропорт, больницу. Факторией на Устье тоже стал распоряжаться Варзугский колхоз. 

Галерея